Знания.ру - вузы Москвы, колледжи, школы, детские сады, курсы
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию и науке ГД РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Дошкольное образование
Общее образование
Частные школы Москвы
Cреднее профессиональное образование
Высшее, второе высшее образование (вузы Москвы)
MBA
Дополнительное образование (курсы, учебные центры, учебные комбинаты)
Детские музыкальные школы
Художественные школы
Спортивные школы
Детские и юношеские библиотеки
Музеи Москвы
Репетиторы, няни
О портале ЗНАНИЯ.РУ
Размещение баннеров
Главная  |  Секреты успешной карьеры

Секреты успешной карьеры

Свою карьеру строим сами

Выбор вуза или колледжа – важный, но далеко не первый шаг в построении успешной профессиональной карьеры. До выбора учебного заведения предстоит справиться с гораздо более сложной задачей - проанализировать свои способности и интересы и сопоставить их с различными видами профессиональной деятельности.

Как известно, каждый человек талантлив, но талант этот так и останется нереализованным, если вовремя не распознать его. Учёные считают, что около 40% детей явно проявляют свои склонности и способности, а как быть остальным? Да и тем, чьи способности понятны, как построить свою карьеру так, чтобы полнее реализовать возможности?

Вопросы о способностях человека и о том, какая деятельность ему нравится – это вопросы первостепенной важности для успешной карьеры каждого человека. Ведь достижение любого результата связано с большим трудом, который под силу лишь тому, кто любит эту деятельность.Понятно, что коэффициент полезного действия,а значит и результат от этого труда будет многократно больше у того, чьи способности проявляются в сфере его профессиональной деятельности.

Способности у человека могут быть разные и при этом в разной степени проявляющиеся. Если попытаться представить это графически, то график будет напоминать розу ветров, где есть направление и количественная оценка. Такая «роза способностей» индивидуальна для каждого человека. Она может быть построена на основании результатов его учёбы по различным предметам, участия в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и других состязаниях, позволяющих хотя бы приблизительно составить представление об уровне тех или иных способностей. При этом, чем шире опыт участия в таких состязаниях, тем полнее картина, позволяющая делать некоторые выводы.

Однако иметь способности в какой-то области – совершенно не то же самое, что интересоваться или просто любить эту область деятельности. Интересы – это отдельная тема, т.к. они могут не только не совпадать со способностями, но и меняться с возрастом, причём достаточно стремительно. Т.е. если вчера подросток, занявший второе место в олимпиаде по математике, считал, что это для него не имеет значения, т.к. деятельность, связанная с точными науками ему неинтересна, то буквально через несколько месяцев его интересы могут оказаться уже совсем иными.

Интересы меняются иногда довольно резко, но лишь время от времени, т.е. скорость их изменения, к счастью, велика лишь на определённых жизненных этапах и в течение коротких периодов, а в остальном они остаются стабильны, как правило, довольно долго.

Для наглядности интересы можно также графически представить как некоторую «розу интересов», похожую на розу ветров. Разумеется, все количественные оценки здесь будут очень приблизительны, но человек, как правило, может в основном самостоятельно, лишь с небольшой помощью, сделать такую экспертную оценку своих интересов.

Сопоставив области проявленных способностей (речь идёт лишь о проявленных способностях) и область заявленных интересов, можно попытаться выделить направления, в которых и способности, и интересы значительны. Очевидно, что чем шире эрудиция и кругозор человека, тем легче ему будет сформулировать интересующие сферы деятельности.

В результате такого анализа становится понятна некоторая область пересечения способностей и интересов. Однако проблема в том, что эти способности и интересы пока никак не привязаны к той или иной профессиональной деятельности. Другими словами, это лишь первый этап, позволяющий подойти к решению следующей задачи – выбору сферы профессиональной деятельности и специальности.

Подбор возможных областей профессиональной деятельности начинают с направлений, выделенных на предыдущем этапе, по которым и способности, и интересы достаточно велики. Определить виды профессиональной деятельности, в наибольшей степени соответствующие этим направлениям – непростая задача. Обычно она требует профессионального участия, иногда нескольких профессиональных консультаций со специалистами различных областей.

Однако, этои самый творческий вопрос. От того, насколько удачно будут увязаны виды профессиональной деятельности, насколько точно они будут выбраны, исходя из данных об индивидуальных способностях и интересах, зависит, не будут ли незаслуженно забыты какие-то возможные профессиональные направления.

При этом надо учитывать, что корректировка профессиональной карьеры не может происходить постоянно, а значительные изменения в профессиональной карьере и вовсе происходят у человека не более, чем несколько раз за всю жизнь. Один из таких ключевых моментов – этап, предшествующий выбору вуза или колледжа, когда такой анализ должен быть проведён особенно тщательно. Забывая на данном этапе те или иные возможные виды профессиональной деятельности, соответствующие тем или иным способностям, мы сужаем поле возможных решений, которое может оказаться слишком узким и не позволитьв дальнейшем найти удачное решение для карьеры. Нужно также учитывать, что сложность некоторых видов профессиональной деятельности влечёт за собой предъявление особых требованиях к кандидату. Не каждый способен длительное время работать в условиях стресса, работать под землей, в замкнутом пространстве или, наоборот, перед большим количеством людей и т.д.. Ведь даже улыбка сотрудника гостиницы, который стоит за стойкой в течение восьми часов, может для кого-то оказаться непреодолимым испытанием, несмотря на отличное владение иностранными языками и желание работать в гостиничном бизнесе.

Следующий этап, исходя из круга возможных профессиональных направлений, выделенных с учётом способностей и интересов, определить предпочтительные для данного человека. Это приятный этап собственно выбора, который каждый делает для себя сам. Помочь в этом могут сайты компаний, работающие в интересующих областях, информация об учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов – так можно лучше понять какие именно предметы придётся изучать в процессе обучения и, в той или иной степени, какие задачи придется решать в ходе работы, какие «инструменты» использовать.

Важно посмотреть на свой выбор с практической точки зрения, принимая во внимание социальный статус профессии, возможность карьерного роста, уровень заработной платы (как на начальном этапе, так и в перспективе), типичный график работы, территориальное расположение предприятий или компаний отрасли, перспективы развития отрасли в регионе.

И лишь завершающий этап - выбор вуза, колледжа или профессиональных курсов для успешного вхождения в выбранный профессиональный круг. Здесь предстоит собрать как можно более полную информацию о том, какие учебные заведения готовят таких специалистов, а также о том, насколько в профессиональном сообществе котируются выпускники тех или иных колледжей, вузов, курсов. Независимо от рассматриваемого уровня образования, на данном этапе важно найти не только официальную информацию учебных заведений, но и внимательно ознакомится с отзывами о них от тех, кто в них учился или учится.

Однако не следует забывать, что научиться чему-то «раз и навсегда» в современном мире уже вряд ли получится. В век непрерывного образования учиться в своей области придётся неоднократно, поэтому предметы, изучаемые в учебных заведениях, готовящих специалистов данного профиля, должны быть близки также, как и будущая специальность.

А.Кирнарский,
ЗНАНИЯ.РУ

« вернуться