Экспериментальная школа № 204 им. А.М. Горького Департамента образования Москвы
Информационно-поисковая система Знания.ру - образование в Москве и за рубежом
 Экспериментальная школа № 204 им. А.М. Горького Департамента образования Москвы
Государственное образовательное учреждение.
Год основания – 1918.
Директор СОШ им. А.М. Горького Департамента образования г. Москвы – Клименко Галина Михайловна, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук.
  Набор на конкурсной основе в 1-й класс и в профильные лицейские (10-11) классы с подготовкой к поступлению в следующие вузы:
  Медицинский профиль — Московский государственный медико-стоматологический университет.   Технический профиль — МГТУ «СТАНКИН» и МГТУ им. Н.Э. Баумана.
  Социально-экономический профиль — Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (ИМПЭ) и МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет.
  Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 февраля по 30 мая.
  Экстернат с 1 по 11 классы — интенсивная форма обучения, программа одного класса за учебное полугодие.
  Дошкольная гимназия для детей с 4-х лет.
  В рамках развития дистантного обучения в школе внедрена форма получения образования – экстернат. Такая система обучения рассматривается как форма интенсивного, индивидуального обучения, а также как форма контроля знаний при освоении образовательных программ в форме самообразования. Экстернат функционирует как структурное подразделение школы и оказывает содействие, которое позволяет учащимся освоить общеобразовательные программы в группах или индивидуально. Кроме того, обучающийся имеет возможность быть аттестованным экстерном как по отдельным предметам, так и за полный курс одного или нескольких классов.
Сведения о педагогическом составе
Анализ кадрового состава педагогического коллектива школы показал, что в настоящее время педагогический коллектив школы характеризуется большой стабильностью, увеличивается количество учителей, работающих на постоянной основе.
Более 70% коллектива – это педагоги со стажем более 10 лет. В школе работают:
• заслуженные учителя России – Клименко Г.М., Кононенко А.А., Москвитина Г.И., Мукосеева С.В.;
• кандидаты наук – Клименко Г.М. Семененко Г.М., Петренко О.Л.
• отличники народного образования – Антонова Е.С., Вишняков А.Ю., Галайко Т.Ф., Кандаурова Т.К., Митрохина Е.А., Семигина А.И., Фадеева-Мурашова Е.А., Шапаева Г.В.;
• награжденные Почетными грамотами Минобразования России - 17 педагогов.
Из 59 педагогических работников имеют:
• высшую квалификационную категорию – 43;
• первую квалификационную категорию – 12;
• вторую квалификационную категорию – 4.
Обеспечение образовательного процесса.
  Образовательный процесс проводится в 26 учебных (предметных) кабинетах, 2 лабораториях информатики, спортзале и на спортплощадке.
  Библиотечный фонд школы составляет более 50 тысяч томов учебной, методической, художественной и справочно-аналитической литературы. Уникальность школьной библиотеки заключается в том, что в её составе находятся прижизненные издания А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, словари Кронгауза и Эфрона, часть личной библиотеки, переданные школе ее основателей С.Т. Шацким.
  Краткая историческая справка.
  Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №204 имени А.М.Горького открыта в 1918 году как Первая Опытно-показательная школа Наркомпроса. Она являлась частью Первой Опытной станции народного образования, в создании которой принимал активное участие известный педагог и общественный деятель Станислав Теофилович Шацкий. Кроме школы, в городское отделение станции входили детский дом, детский сад, педагогическая выставка и информационное бюро. Наше учебное заведение стало лабораторией педагогической мысли и педагогического опыта, где вырабатывались и подвергались опытной проверке новые методы обучения и совершенствовались старые.
  Школа быстро разрасталась. В результате был создан оригинальный проект нового школьного здания, в котором с 1936 года и до настоящего времени размещается наше учебное заведение.. В ознаменование сорокалетнего юбилея литературно-художественной и общественной деятельности А.М.Горького Опытной школе №1 НКП, добившейся отличных результатов в преподавании русского языка и литературы, постановлением Коллегии Наркомпроса от 5 октября 1932 года за подписью А.Бубнова присвоено имя М.Горького.
  С 1956 года Школа вошла в систему Академии педагогического наук СССР в качестве экспериментального учреждения НИИ методов обучения. При ней были организованы специальные лаборатории, где научные сотрудники совместно с учителями вели научно-исследовательскую работу.
  С 1967 года Школа стала экспериментальной базой НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР. Для решения проблемы эффективного использования средств обучения создавалась кабинетная система с соответствующим оборудованием и оснащением учебного процесса; разрабатывались средства обучения и их комплексы; изучалась педагогическая эффективность кабинетной системы занятий; создавались новые модели кабинетов и лабораторий.

  Специфика образовательного процесса и опытно-экспериментальная работа.
  ГОУ СОШ № 204 имени А.М. Горького сильна своими традициями, сложившимися за долгие годы ее существования. В основу современной концепции Школы заложены идеи ее основателя Станислава Теофиловича Шацкого:
• гуманно-личностный подход к ребенку;
• постановка личности ребенка в центр всей образовательной системы;
• сочетание индивидуальных и коллективных методов обучения;
• постановка трудных целей.
  В последние десять лет основные практикоориентрованные исследования ведутся на всех ступенях обучения:
• дошкольная гимназия;
• начальная школа;
• гимназические и общеобразовательные классы (5-9 классы);
• лицейские классы (10-11): технический и социально-экономический;
• дистантное обучение в форме экстерната.
  Профильное обучение в старшей школе достигается за счет согласования общеобразовательных программ с рядом московских ВУЗов, таких как: Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Московский государственный технологический университет «Станкин».
  В настоящее время в Школе обучается около 500 детей. За последние пять лет 98% выпускников получили возможность продолжить образование в ВУЗах Москвы и Российской Федерации.
  За годы работы был создан целый ряд методических разработок. В первую очередь, следует отметить курс риторики, над внедрением которого школа работает уже много лет параллельно с разработкой методического обеспечения (рук. Д.П.Н. проф. Л.М. Зельманова). Учителя и обучающиеся начальной школы активно реализуют эту программу. Поскольку многие из этих учеников прошли подготовку в дошкольной гимназии, где получили адаптацию к обучению, необходимые представления о характере общения между учителем и учеником, познакомились с разными видами работы, то они уже умеют читать и интересуются чтением, хорошо говорят. Все это помогает им в освоении курса риторики и выполнении различных заданий. По результатам этой работы были выпущены учебники по риторике для начальной и средней школы. Авторский коллектив возглавляла Д.П.Н., профессор Т.А. Ладыженская. Кроме того, в школе проходили апробацию видеоматериалы, компьютерные программы, наглядные пособия по курсу риторики. Были организованы риторические игры с использованием различных игровых атрибутов (кукол, масок и т.п.), помогающих ученику войти в ту или иную роль. Учебники риторики вошли в программу «Школа 2000», по которой работает начальная школа.
  Большой интерес у обучающихся вызывает курс «Литература и другие виды искусства» (рук. К.П.Н. Кудина И.Ю.). Первоначальная гипотеза, положенная в основу эксперимента, заключалась в следующем: эффективное углубленное изучение литературы возможно, если будут учитываться разнообразные интересы обучающихся, которые будут реализованы в интегрированном курсе, основанном на взаимодействии литературы с другими видами искусства. Система курса предполагает знакомство в расширенном плане не только с литературой, но и с музыкальным и изобразительным искусством, а также с посещение музеев, усадеб, памятных мест, связанных с именами русских творческих знаменитостей. Совместно с учителями школы разработана методика использования общеэкранных видеофильмов (художественных, научно-популярных, документальных) для организации самостоятельной работы обучающихся, для обучения различным речевым жанрам: отзыву, рецензии, реферату, исследованию, ученическому докладу. В школе создано большое количество видеоматериалов, которые разработаны учителями школы для гимназических классов используются на уроках. Особенно успешно эта программа реализуется в гимназических классах, где созданы благоприятные условия для обучения детей на повышенном уровне сложности. Развитием этого курса является программа «Литература в театре и кино».
  На уроках истории и обществознания проходит апробацию система работы с оригинальными текстами и творческими работами (рук. Чл.-кор. РАО Л.Н.Боголюбов). Полученные навыки очень важны для учеников, которые в дальнейшем хотят получать гуманитарное образование, а таких в школе около 60%.
  За годы работы в школе сложилась определенная система гуманитарного образования, которая основывается на обращении к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Вследствие этого отдельным курсом изучается зарубежная литература. Программа предполагает знакомство школьников с мировым художественным процессом, обучение анализу произведения в связи с изучением конкретной исторической эпохи. Составлены цепочки произведений одного автора, позволяющие по принципу концентрических кругов увеличивать сложность произведений.
  Не менее значительную роль играет курс мировой художественной культуры, где объединяющим началом является музыка как часть духовной культуры во всеобъемлющем смысле. Главная цель этих уроков- направить внимание школьников среднего звена на восприятие шедевров музыки, литературы, изобразительного и прикладного искусства, театра.
  Надо отметить, что знакомство с русской культурой ученики начинают уже в начальной школе на уроках отечествоведения и москвоведения.
  Неотъемлемой частью мировой культуры является знание иностранных языков. В условиях нашей школы реально могут преподаваться немецкий, английский, французский языки, а также факультативный курс математики на английском языке. В гимназических классах обязательно изучение двух языков (английского и немецкого), остальные ученики могут выбрать самостоятельно второй иностранный язык.
  Большое внимание уделяется созданию системы воспитания. Воспитательная работа реализуется в полном объеме во внеурочной деятельности и как элемент в общеобразовательной. Задача учителя заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, но при этом не навязывать ее ему, не заставлять его вести себя так, а не иначе, а способствовать самостоятельному освоению культуры. В школе проводятся экскурсионные дни: ученики посещают различные музеи Москвы и Подмосковья. Достаточно часто обучающиеся выезжают на экскурсии в другие города. Также дети получают эстетическое образование в театре-студии «Дали» и на занятиях в творческих мастерских. Детские работы постоянно украшают школу. Кроме того, у нас действует система ученического самоуправления, которая помогает ребятам на практике проявлять свои гражданские позиции.
  Результатами нашей работы можно считать и те факты, что обучающиеся начальной школы два года подряд являются победителями Интеллектуального марафона по г. Москве, а школа в целом получила звание «Школа года» за педагогическое мастерство, творческий поиск, успехи в обучении и воспитании.
  Результаты экспериментальной работы учителя школы докладывают на ежегодных Научно-практических конференциях. Наряду с докладами проводятся мастер-классы, где преподаватели делятся своим опытом практической работы. Последние пять лет конференции проводятся совместно со школой №315, что позволяет осуществлять обмен опытом между коллегами.
  В настоящее время Школа работает над следующими проблемами:
1. Совершенствование систем предпрофильной и профильной подготовки, активно используя построение индивидуальных траекторий обучения.
2. Разработка новых интегрированных курсов в преподавании на третьей ступени обучения, особенно по предметам, не предусмотренным профилем класса.
Например: интегрировать физику, химию, биологию и астрономию в курс «Естествознание».
3. Совершенствование системы дистантного образования и экстерната.
103055, Москва, ул. Тихвинская, д. 39; тел.: 8 (499) 972-62-41, 8 (499) 972-67-78
(Центральный округ, ст. м. "Савеловская")
www.schools.keldysh.ru/sch204  

Rambler's Top100