Знания.ру - Образование в Москве и Санкт-Петербурге
?????????
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию и науке ГД РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Дошкольное образование (детские сады)
Общее образование
Частные школы Москвы
Начальное и среднее профессиональное образование
Высшее, второе высшее образование (вузы)
MBA
Дополнительное образование (курсы, учебные центры, учебные комбинаты)
Отзывы об образовательных организациях
Детские музыкальные школы
Детские художественные школы
Спортивные школы
Детские и юношеские библиотеки
Музеи Москвы
Театры Москвы
Репетиторы, няни
Работа в сфере образования
О портале ЗНАНИЯ.РУ
Размещение баннеров
Вакансии



ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

            История российского образования уходит в глубину веков. В феодальной Москве письменность и образование были привилегией духовенства и знати. Мальчиков обучали «книжным хитростям» в монастырях, княжеских и боярских домах. Однако деловые бумаги, летописи, летописные своды конца XIV — начала ХЧ в. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали и светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и др.

            С конца XV в., когда Москва стала столицей русского централизованного государства, грамотность и образование все глубже входили в жизнь дворянства, состоятельного купечества и ремесленного люда. На развитие просвещения значительно повлияло возникновение в середине ХЧ! в. в Москве книгопечатания. 1 марта 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издали в типографии «Печатный двор» первую печатную книгу «Апостол». До конца XVII в. Здесь было отпечатано свыше 500 книг, в том числе и светских, таких как первый московский букварь В.Ф. Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Считание удобное...» с таблицей умножения и простыми дробями, Большой и Малый буквари известного писателя Кариона Истомина, сторонника прогрессивных педагогических идей Я. А. Коменского.

            Многие образованные московитяне хорошо владели литературным слогом, риторикой, иностранными языками. Москва ХVI — XVII вв. пользовалась в повседневном быту различными сводами знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»), географическими картами, сошными книгами с указаниями об измерении пашен и др. Жители Москвы узнали даже об учении Н. Коперника — по книге «Позорище всея Вселенныя...».

            Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве некоторые даты, факты, цифры:
• 1551 г. — Стоглавый собор постановил увеличить число начальных школ и училищ для подготовки служителей культа;
• 1648 г. — боярин Ф. М. Ртищев открыл Греко-латинскую школу при Андреевском монастыре;
• 1665 г. — начала работать «Школа для грамматического учения» церковного деятеля и писателя Симеона Полоцкого;
• 1680 г. — открыта правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище);
• 1687 г. — основана первая в Москве высшая школа — Эллина-греческая академия с преимущественно гуманитарным направлением образования (1701 г. — Славяно-латинская академия, 1775 г. — Славяно-греко-латинская академия, 1814 г. — Московская духовная академия);
• 1701 — 1715 гг. — в помещениях Сухаревой башни открылось новое специальное учебное заведение — Школа математических и навигацких наук (538 учащихся в 1712 г.). Ведущую роль в ней играл Леонтий Магницкий, автор знаменитого учебника «Арифметика сиречь наука числительная...»;
• 1703 г. — учреждены Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой изучались кроме латыни новые западно-европейские языки;
• 30-е годы ХЧ111 в.— дворяне получили право определять детей в школы, пансионы или обучать их наукам дома, приглашать домашних учителей, в том числе из иностранцев. Для дворянских детей была открыта Юнкерская школа;
• 1755 г. — по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет, в который кроме дворян принимались дети разночинцев. При университете учреждались и другие учебные заведения: гимназия, Благородный пансион, Трехгодичная Учительская семинария;
• 1773 г. — в интересах купечества при Воспитательном доме было основано Коммерческое училище; одновременно открылось хореографическое училище;
• 1779 г. — открыта Землемерная школа, предшественница сначала Константиновского Межевого института, а затем Института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии;
• первая четверть XIX в.— открыты Практическая коммерческая академия и Коммерческое училище; на средства богатой армянской семьи основано «Армянское Лазаревых училище»; с 1835 г.— гимназия, с 1848 г.— Лазаревский институт восточных языков;
• 1824 г. — открыт Кадетский корпус; • археолог и ценитель искусства граф С. Г. Строганов открыл «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам»; с 1860 г. — Строгановское училище технического рисования; с 1945 г. — Высшее художественно-промышленное училище;
• 30-е годы XIX в. — основано Техническое училище (1830 г., ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана);
• открыт Художественный класс (ныне Московский художественный институт им. В.И. Сурикова);
• для детей промышленников и купцов учреждено Мещанское училище;
• Мещанское отделение при Екатерининском институте благородных девиц (основано в 1802 г. для детей потомственных дворян) преобразовано сначала в Мещанское училище, а затем в Александровский институт для обучения дочерей дворян, чиновников, духовенства, купцов;
•вторая половина XIX в.— основана Петровская земледельческая и лесная академия (впоследствии Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева);
• 1866 г. — по инициативе Н. Г. Рубинштейна на базе Московского отделения Русского музыкального общества открыта Московская консерватория;
• для подготовки педагогических кадров организованы Высшие женские курсы;
• при Филармоническом обществе открыто Музыкально-драматическое училище (будущий ГИТИС);
• сестры Гнесины основали музыкальное училище (будущий музыкально-педагогический институт);
• начало ХХ в.— созданы Коммерческий институт (будущий Плехановский), Институт путей сообщения (впоследствии МИИТ). К 1912 г. в Москве среди правительственных и частных учебных заведений действовали:
• 25 мужских и 49 женских (больше частных) гимназий;
• 14 реальных училищ;
• 3 кадетских корпуса;
• 6 частных коммерческих училищ;
• 2 частных женских коммерческих училища.

            В 1914/15 уч. году в Москве работали:
752 общеобразовательные школы различных видов (140,2 тыс. уч.);
22 средних специальных учебных заведения (6 тыс. уч.);
20 высших учебных заведений (33,9 тыс. уч.).

            После Октябрьской революции упраздняются духовные и частные учебные заведения, школа отделяется от церкви. Гимназии, реальные училища, церковно-приходские школы преобразуются в единую трудовую школу I и II ступеней. Кроме того, организуются различные краткосрочные образовательные курсы, школы-клубы, школы для работающих подростков (впоследствии школы рабочей молодежи).
• 1918 г. — открыт первый советский детский сад (до революции в Москве было 12 частных детских садов, из них 2 бесплатных для рабочих);
• 1919 г. — при Институте народного хозяйства и Московском университете организованы первые рабфаки;

« вернуться

  Rambler's Top100