Образовательный маркетинг – перспектива или реальность?
Маркетинг как философия рынка для предпринимателя, как известно, выражается прежде всего в том, что определяющими являются запросы потребителя. Причем речь идет не об усредненном потребителе (кроме стратегии массового, недифференцированного маркетинга) и тем более не об обществе в целом, а о конкретных целевых группах потребителей, четко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса на товары и услуги.
Это относительно ново и непривычно для всех отраслей отечественной экономики, но особенно — для сферы образования, включая и высшую школу. Именно здесь традиционный подход в отношении ко всем участникам образовательного процесса оставался в последние годы доминирующим. Причины этого явления понятны - в течение многих предшествующих лет органы государственного управления не только непосредственно формировали модели подготовки специалистов, но и осуществляли директивное руководство образовательными организациями, включая определение направлений подготовки, содержание обучения, системы аттестации и т.д.
Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений . Существует достаточно большое количество образовательных учреждений , которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.
Аналитики по-разному формулируют особенности современной ситуации в сфере маркетинга в российском образовании. К числу основных особенностей практики маркетинга в сфере образования в регионах России наиболее относят следующие:
- оказываются образовательные услуги, традиционные для данного образовательного учреждения, но не подкрепленные современными маркетинговыми исследованиями, позволяющими ориентироваться на реальные запросы региона;
-ассортимент регионального рынка образовательных услуг достаточно узок, традиционен, медленно обновляется, сами образовательные процессы и технологии образовательных услуг в регионе негибки, мало обновляемы;
- цены на оказываемые услуги формируются исходя из нормативов затрат, утвержденного плана приема и фактических величин финансирования;
- формы коммуникаций с потребителями и возможными посредниками при продвижении услуг на региональный рынок образования недостаточно развиты.
В столичных регионах эти проблемы на сегодня не настолько остры, однако и здесь ситуация в области образовательного маркетинга явно отстает от потребностей экономики. По-прежнему крайне мало серьезных исследований в области изучения потребностей рынка в тех или иных специалистах, а тем более таких исследований, которые бы учитывали динамику ситуации на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Даже в столичных регионах по-прежнему отмечается недостаточное внимание образовательных организаций к подбору собственных специалистов-маркетологов, имеющих потенциал и опыт работы на рынке образования и труда. Редкие вузы осуществляют планомерное повышение квалификации своих маркетологов, в то время как именно эти кадры работают в очень динамично меняющейся сфере и особенно нуждаются в постоянном повышении квалификации
Как отмечают руководители вузов, в быстро меняющейся среде образовательное учреждение не может себе позволить пассивное следование за изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным. Скорость изменения вуза как экономической системы (ассортимента услуг, качества, и др., в т. ч. стратегии и тактики) должна не отставать, а в момент начала изменения — по возможности опережать изменения внешней среды. Маркетинг должен быть динамичным сам и ускорять развитие вуза. Трудно с этим не согласиться, однако до практического воплощения этих пожеланий пока, к сожалению, еще далеко.
Знания.ру
« вернуться
|