Знания.ру - Образование в Москве и Санкт-Петербурге
МГУПИИБДАИнститут МИРБИС
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию и науке ГД РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Дошкольное образование (детские сады)
Общее образование
Частные школы Москвы
Начальное и среднее профессиональное образование
Высшее, второе высшее образование (вузы)
MBA
Дополнительное образование (курсы, учебные центры, учебные комбинаты)
Отзывы об образовательных организациях
Детские музыкальные школы
Детские художественные школы
Спортивные школы
Детские и юношеские библиотеки
Музеи Москвы
Театры Москвы
Репетиторы, няни
Работа в сфере образования
О портале ЗНАНИЯ.РУ
Размещение баннеров
Вакансии

Вуз в новой реальности

В гостях у ЗНАНИЯ.РУ Директор Института развития управленческих и научно-педагогических кадров в образовании Института МИРБИС, кандидат экономических наук, доцент Леся Николаевна Мельниченко.

С какими новыми вызовами сегодня сталкивается система образования, и какие задачи, на Ваш взгляд, стоят в связи с этим перед учебными заведениями и, в частности, перед вузами?

Привычная нам система образования возникла в индустриальную эпоху, и университеты тогда действовали на тех же принципах массового производства, что и заводы и фабрики - по жесткому расписанию конвейера. Сейчас - другая эпоха. И, конечно, смена технологического уклада требует и смены образовательной парадигмы. Современная тенденция и самый существенный вызов для образования сегодня – это глобализация. Мы переходим в эпоху открытого рынка, открытого образовательного пространства. Глобализация образования и вузовской науки, «цифровизация» образовательного контента, его виртуальная открытость и доступность, индивидуализация обучения – все эти процессы создают для учебных заведений и, в первую очередь, для отечественных вузов совершенно новую ситуацию.

Образовательный контент становится общедоступным, причем как текстовой, так и видео. Крупнейшие международные участники образовательного рынка - ведущие университеты мира открывают онлайн доступ к своим учебным программам. Появляются технологии, которые позволят сравнительно быстро и переводить контент с одного языка на другой. Знания как таковые распространяются с огромной скоростью. В этих условиях каждому вузу предстоит искать своё место уже в новой образовательной среде.

И каким должен быть ответ вуза или колледжа?

В учебных заведениях должны меняться образовательные технологии, образовательные форматы и, конечно же, собственно, роль преподавателя в аудитории и в виртуальной среде. Слушатели придут в аудиторию только, если преподаватель будет готов организовать в аудитории интерактивное взаимодействие «преподаватель-слушатель», «слушатель-слушатель». Преподаватель в системе бизнес-образования становится не транслятором знаний и контролером, а модератором, управляющим групповой динамикой и рефлексией. Ведь в условиях общедоступного контента слушатель приходит в аудиторию уже достаточно осведомленный. Он приходит, чтобы взаимодействовать с преподавателем и коллегами, «примерять» на себя разные ролевые позиции, приобретая навык профессионального взаимодействия во время учебы. Преподаватель в этой модели должен стать генератором новых образовательных форматов и технологий в своем предмете – автором учебного комплекса - виртуального, интерактивного, сценарного, навигатором и модератором, играющим разные роли в учебном сценарии малых учебных групп или проектов.

Всё это очень непростые для вузов и, в общем, для всех учебных заведений процессы. И в этих условиях учебному заведению важно уметь заглянуть в будущее, чтобы развитие сферы образования было предсказуемо и для него самого, и для слушателя. Надо сказать, что усилия Агентства стратегических инициатив (направление «Молодые профессионалы»), форсайт-сессии в проекте «Образование 2030», в которых нам представилась возможность принимать участие, являются в этом плане очень полезными и интересными. И руководителям, и преподавателям учебных заведений от детского сада до вуза предстоит учиться, в буквальном смысле этого слова, строить свою работу в кардинально новых условиях открытого образования. Все это потребует обучения и преподавателей, и менеджеров учебных заведений.

Расскажите, пожалуйста, об Институте развития управленческих и научно-педагогических кадров в образовании, который Вы возглавляете.

Институт был организован в МИРБИС год тому назад. Безусловно, тренды, о которых я говорила выше, формируют потребность учебных заведений в кадрах с новыми компетенциями. Поэтому создание Института развития УНПК в образовании, в известном смысле, ответ на вызов.

Здесь можно условно сравнить сегодняшнюю ситуацию с дефицитом управленческих компетенций у руководителей образовательных учреждений разного уровня с той, с которой столкнулся МИРБИС в начале своей истории, в самом начале перестройки, когда рыночной экономике были необходимы «новые директора». Процессы модернизации образования на разных его уровнях стимулировали аналогичный процесс в образовании. Детским садам, школам и вузам необходимы новые руководители и преподаватели. Сегодня уже можно сказать, что Институт развития УНПК реализует модульно выстроенные программы профессионального и личностного развития для топ–менеджмента и преподавателей образовательных учреждений и предлагает три основные направления деятельности:

Центр менеджмента в образовании - школа развития управленческих компетенций топ–менеджмента образовательных учреждений реализует программы двух типов: «Менеджмент в образовании» для директоров детских садов и школ и «Инновационный вуз 2020: новейшие компетенции для топ-менеджмента вузов». В рамках этого направления в этом году был подготовлен и успешно реализован образовательный проект «Образование в новых социально-экономических условиях: управленческая подготовка руководителя, организатора, лидера». Программа была совместным проектом Государственного бюджетного учреждения «Московский центр образовательного права» Департамента образования города Москвы и Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». За год в этой модульной программе прошли обучение более 120 руководителей московских школ, лицеев и детских садов.

Школа преподавателей является центром развития научно–педагогических компетенций преподавателей вузов, бизнес школ, корпоративных университетов и реализует программы для преподавателей МИРБИС и корпоративных университетов. Это направление работы Института стало преемником работавшей в МИРБИС уже 9 лет Школы преподавателей. Когда МИРБИС выходил на рынок программ МВА, то было ясно, что модель компетенций преподавателя бизнес школы отличается от соответствующей модели академического преподавателя. Повышением квалификации своих преподавателей МИРБИС всегда занимался в рамках Школы преподавателей. С тех пор задача повышения квалификации преподавателей была, есть и остается для нас ключевой.

Совсем недавно с 20 по 22 сентября 2012 г. в МИРБИС прошла 10-я Юбилейная осенняя школа преподавателей. Ключевая тема Школы преподавателей в этом году звучала следующим образом: «Дорожные карты будущего: новые возможности для бизнес-образования». В этом году в работе школы преподавателей приняли участие более 200 человек, среди которых были не только преподаватели всех образовательных программ МИРБИС, но и представители российского и международного вузовского сообщества из 17 крупнейших учебных заведений Москвы, регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, международных и российских компаний, корпоративных университетов, зарубежные эксперты в области бизнес–образования, представители государственных структур и общественных организаций.

За 2 дня было заслушано и обсуждено 10 докладов политиков, экспертов и ученых. Это были представители Государственной Думы РФ, Агентства стратегических инициатив, GRLI - Globally Responsible Leadership Initiative, Сибирского федерального университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, МИРБИС, ВШЭ, Сколково, МПГУ.

В течение года Школа преподавателей будет работать в формате традиционных регулярных циклов семинаров и мастер-классов. 7 ноября этого года завершает свою работу такой первый в этом году 16-ти часовой цикл мастер-классов по разработке бизнес-кейсов (case – writing) от профессора Международного Университета Флориды (США) Эммануэля Руссакиса. Для участия в цикле мастер-классов мы на бесплатной основе приглашали преподавателей управленческих и экономических дисциплин вузов, преподавателей и слушателей МИРБИС, обладающих практическими примерами и фактическими прецедентами реальных проблем и задач, которые могли бы послужить основой разработки живых кейсов, для их описания, а также последующей публикации и использования в интерактивном учебном процессе.

Лаборатория маркетинговых исследований и проектов в сфере образования является школой-лабораторией прикладных маркетинговых исследований и инновационных проектов в образовании. Это направление – исследовательское – исследование рынка образования. Это совсем непростой рынок, анализировать его надо, а вузы и школы не успевают этим заниматься и проходят порочный круг маркетинговой практики, который прошли большинство крупных коммерческие структур, у которых маркетинг строился достаточно интуитивно. Мы думаем, что интерес к этому направлению будет формировать интерес к повышению квалификации топ-менеджеров образовательных организаций в целом. Скажу лишь, что в 2011-12 гг. мы проводили исследование «Маркетинговый аудит брендов бизнес школ и экономических вузов», с участием студентов бакалавриата и слушателей МВА. Результаты исследования были доложены на IV конференции «Маркетинг образовательных услуг» (организатор - «Бегин групп»), тема доклада «Бренды в бизнес - образовании: как ваше «здоровье»?».

Реализация всех трех направлений, как мы видим уже сейчас, требует консолидации межвузовских возможностей и лучших практик. В этой связи мы признательны МГУ имени М.В. Ломоносова – организатору Всероссийской научно-практической конференции «Интерактивное образование», посвященной современным образовательным технологиям, где МИРБИС вместе компаниями РВК и RAGE выступал в качестве партнера этого мероприятия.

Масштаб проблем, с которыми предстоит столкнуться образовательным учреждениям в самое ближайшее время, потребует создания межвузовских альянсов для решения задач в области формирования и развития новых компетенций и преподавателей, и руководителей учебных заведений. Институт развития управленческих и научно-педагогических кадров в образовании МИРБИС открыт к таким партнерским проектам вузов и приглашает всех, кто заинтересован, на свои программы и регулярные семинары.

 

Записал А.Кирнарский,

ЗНАНИЯ.РУ


C 02.11.2012 просмотров - 569

« вернуться


  Rambler's Top100    
? Знания.ру обновился Посмотреть