Знания.ру - вузы Москвы, колледжи, школы, детские сады, курсы
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию и науке ГД РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Дошкольное образование (детские сады)
Общее образование
Частные школы Москвы
Начальное и среднее профессиональное образование
Высшее, второе высшее образование (вузы)
MBA
Дополнительное образование (курсы, учебные центры, учебные комбинаты)
Отзывы об образовательных организациях
Детские музыкальные школы
Детские художественные школы
Спортивные школы
Детские и юношеские библиотеки
Музеи Москвы
Театры Москвы
Репетиторы, няни
Работа в сфере образования
О портале ЗНАНИЯ.РУ
Размещение баннеров

Сдаем ЕГЭ

Единый государственный экзамен вчера и сегодня

ЕГЭ - «…как много в этом слове …», много всего непонятного, волнительного и пугающего, особенно для школьников, абитуриентов и их родителей. Споры и дискуссии не утихают вот уже который год, ведь результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) – это не только «билет на выход», но и «входной билет» в большинство вузов и ссузов Российской Федерации.

ЕГЭ в тех или иных его формах существовал во многих странах давно. Считается, что своим появлением ЕГЭ обязан Франции, а точнее иммигрантам, активно наполнявшим её во второй половине двадцатого века. Детям иммигрантов науки давались с трудом, поэтому толерантно настроенное правительство Франции приняло решение максимально упростить процесс экзаменов в школах и вузах республики. Выпускные и вступительные экзамены были заменены тестированием, в котором пробелы в образовании можно было восполнить случайным выбором, т.е. просто угадать правильный вариант ответа на заданный вопрос. Спустя три года, под давлением коренного населения, активно протестующего против этого нововведения, французское правительство вынуждено было отказаться от эксперимента, признав его недостатки.

В последующие годы многие государства испытали на личном опыте такую форму сдачи экзаменов, но мало где такой вариант, по принципу «два в одном», закрепился и по-настоящему прижился. Самый яркий и показательный пример многолетнего применения ЕГЭ в системе образования – это США. Американский ЕГЭ за многие годы существования не мог остаться незамеченным и неоцененным мировым образованным сообществом, однако мнения экспертов об американском ЕГЭ тоже очень различны.

В России ЕГЭ первоначально носил экспериментальный и добровольный характер, вводился поэтапно и не повсеместно. 16 февраля 2001 г. было подписано Постановление правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». Первый этап эксперимента состоялся в пяти регионах страны - республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областях. Введение ЕГЭ было продиктовано исключительно благими намерениями: ЕГЭ был призван искоренить коррупцию в вузах, уравнять в правах и возможностях всех абитуриентов «от Москвы до самых до окраин», давать реальную, объективную и беспристрастную оценку знаний учащихся. Хотели как лучше – получилось как всегда? Система ЕГЭ не статична, год от года она развивается и совершенствуется с учетом недочетов прошлых лет.

В 2005 году эксперимент был признан успешным, и, несмотря на разные мнения среди учеников, абитуриентов, учителей и преподавателей вузов, было принято решение постепенно отказаться от традиционной системы контроля знаний учащихся в пользу Единого государственного экзамена. С 2009 года ЕГЭ перешел из статуса эксперимента в статус куда более солидный – единственной формы сдачи выпускных экзаменов во всех средних учебных заведениях страны.

Время идет и все меньше вузов вне системы ЕГЭ. Если в 2009 г. право на проведение вступительных экзаменов имели 24 вуза, то уже в феврале 2010 года Правительство сократило перечень до 11 вузов. В декабре 2011 г. Правительство РФ оставило право на вступительные экзамены лишь шести вузам. Был утвержден также и закрытый перечень специальностей, при приеме на которые разрешено проводить дополнительные испытания. Кроме этого, два университета (МГУ и СПбГУ) сохранили в 2012 году право на особый режим приема абитуриентов, позволяющий самостоятельно выбирать перечень специальностей, по которым проводятся вступительные испытания. В Санкт-Петербургском государственном университете в 2012 г. отказались от проведения экзаменов по всем специальностям. МГУ, напротив, проводил экзамены на всех факультетах и по всем специальностям.

В настоящее время подготовлен проект распоряжения Правительства России, согласно которому в 2013 году кроме МГУ и СПбГУ собственные экзамены будут проводить Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (по специальности "юриспруденция"), Московский государственный лингвистический университет (по десяти направлениям), Московский педагогический государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова.

В театральных, художественных и других творческих вузах и ссузах, по-прежнему, зачисление проходит на основе ЕГЭ и творческого конкурса. Например, в МАРХИ для поступающих на направления «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» дополнительно проводятся отдельные испытания по черчению, рисунку и композиции.

ЕГЭ в 2013 году не будет принципиально отличаться от ЕГЭ 2012 года. Обязательными дисциплинами пока останутся русский язык и математика. Одним из наиболее популярных предметов по выбору среди выпускников школ сегодня является английский язык. Со временем планируется сделать его обязательным. Скорее всего, это произойдет к 2020 году, при этом выпускник сможет сам выбрать уровень, на котором будет проводиться экзамен - базовый или углубленный.

В 2013 году увеличится на 30 минут время выполнения работы по русскому языку, также некоторые изменения коснутся и предметов по выбору: истории, географии, литературы, обществознания и информатики. Нововведения будут направлены в основном на усовершенствование заданий – КИМов (контрольно-измерительных материалов), увеличится их количество по некоторым дисциплинам, задания станут более сложными, но и, как надеются организаторы, более понятными, благодаря дополнительным уточнениям и пояснениям, новым формулировкам. В лучшую сторону должна измениться система проверки и оценки заданий, чтобы в возможно большей степени раскрыть коммуникативные и аналитические навыки школьников.

Кроме этого, Общественный совет при Министерстве образования и науки единогласно высказался за то, чтобы удалить из перечня критериев оценки работы региональных властей показатель уровня ЕГЭ, а также предложил продлить срок действия сертификата с результатами ЕГЭ до трёх лет, что, скорее всего, будет реализовано.

 

Анна Тисова,

ЗНАНИЯ.РУ

 


C 14.11.2012 просмотров - 5516

« вернуться