Знания.ру - Образование в Москве и Санкт-Петербурге
Институт МИРБИС
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию и науке ГД РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Дошкольное образование (детские сады)
Общее образование
Частные школы Москвы
Начальное и среднее профессиональное образование
Высшее, второе высшее образование (вузы)
MBA
Дополнительное образование (курсы, учебные центры, учебные комбинаты)
Отзывы об образовательных организациях
Детские музыкальные школы
Детские художественные школы
Спортивные школы
Детские и юношеские библиотеки
Музеи Москвы
Театры Москвы
Репетиторы, няни
Работа в сфере образования
О портале ЗНАНИЯ.РУ
Размещение баннеров
Вакансии

            Единый государственный экзамен появился в российском образовании в 2002 году. Его особенность - совмещение итоговой аттестации в школе и вступительного экзамена в вуз. Каждая из этих задач уже сама по себе настолько серьезна, что сложности перехода к их совместному решению не вызывали иллюзий. И сегодня, несмотря на накопленный пятилетний опыт, споры о сильных и слабых сторонах ЕГЭ не утихают. Вместе с тем, время, отведенное законодателями на эксперимент, подходит к концу - и уже в 2009 году ЕГЭ предстоит стать обязательным по всей России.

            Результаты ЕГЭ общеобразовательные учреждения признают в качестве результатов государственной аттестации, вузы (до 2009 г. участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена) - в качестве результатов вступительных испытаний (на специальности, выделенные под ЕГЭ). По итогам ЕГЭ выпускник школы получает аттестат об окончании школы с традиционными отметками по 5-бальной шкале и Свидетельство о результатах ЕГЭ с оценками по 100-бальной шкале.

            В числе преимуществ ЕГЭ называют обеспечение объективной оценки учащихся, не зависящей от взаимоотношений с педагогами, создание равных условий для продолжения образования, открытость материалов тестов, способствующая повышению качества подготовки к итоговой аттестации и вступительному экзамену в вуз, "прозрачность" системы зачисления в вузы по итогам единого экзамена, возможность широкого выбора вузов в случае успешной сдачи ЕГЭ.

            По мнению экспертов, одной из основных проблем ЕГЭ остается значительное отличие формы единого государственного экзамена от традиционной системы школьного контроля. И хотя считается, что у ученика с хорошей базовой подготовкой непривычная постановка вопроса не вызовет трудностей, многие эксперты едины во мнении: к ЕГЭ надо готовиться задолго до выпускных экзаменов и чем раньше начинается подготовка к ЕГЭ, тем лучше для всех участников образовательного процесса. Многие вузы проводят курсы, чтобы помочь подготовиться к тестированию. Перестроились и репетиторы - предметники, которые раньше, что называется "натаскивали" на сдачу устного экзамена или сочинения, сейчас помогают подготовиться к ЕГЭ. Однако проблема гораздо глубже - формат тестирования по-прежнему стоит особняком среди форм контроля успеваемости учащихся в школе.

            Для решения этой проблемы тестирование должно стать постоянным спутником учебного процесса. Его проведение по предмету несколько раз в год позволяло бы не только определить пробелы в подготовке учеников и дать им возможность привыкнуть к подобной системе контроля, но и своевременно сделать выводы о недостатках в преподавании тех или иных разделов, тем и вопросов. Проведение тестирования после четвертого, шестого и девятого классов, по мнению специалистов, позволило бы заметить и решить многие проблемы, связанные с качеством подготовки учащихся, еще на этапе учебного процесса.

            На ЕГЭ по математике, учащиеся получают 26 заданий на 4 часа, в т.ч. раздел "А" это 10 заданий, рассчитанных на 10 мин. Понятно, что задания в этом случае совершенно иные, чем на привычном экзамене или на школьной контрольной работе.

            По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального института педагогических измерений результаты экзамена по математике в 2007 г. были следующими: 1-35 баллов (оценка "2") - 20,9%; 36-54 (оценка "3") - 41,9%; 55-73 (оценка "4") - 29,6%; 74-100 (оценка "5") - 7,6%. В 2007 году отметка "удовлетворительно" по математике выставлялась при верном выполнении не менее 7-ми заданий р (ранее было 5-6 заданий), но как и в 2005-2006 гг., около 20% выпускников получили неудовлетворительную отметку.

            Еще одна проблема, которая хорошо заметна на фоне усложненной программы по математике - недостаточно дифференцированный подход к программе обязательного экзамена. Одни и те же задания вынуждены выполнять те, кто собирается учиться на мехмате, быть психологом или вовсе никуда не будет поступать. С большинством заданий базового уровня, характеризующих достижение обязательных требований стандарта по курсу алгебры и начал анализа, в 2007 г. справились - 51%-85% , с заданиями повышенного уровня справились 12%-38%.

            Как и в предыдущие годы, по геометрическим заданиям повышенного уровня сложности в 2007 году результаты составили от 2% до 27%. Из учащихся с хорошей математической подготовкой (годовая оценка по предмету "4") менее 20% успешно решили эти задачи. Часть учащихся с хорошей подготовкой, не предполагающих поступать в учебные заведения, где требуется сдача экзамена по математике, вообще не приступала к выполнению заданий по геометрии. Из тех учащихся, кто приступал к решению, только около трети получили верный ответ по большинству стереометрических задач, а по планиметрии доля верных ответов была еще меньше.

            По мнению экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, такие низкие результаты могут говорить о неблагополучном положении с геометрической подготовкой учащихся в средней школе. Однако есть и другое мнение - программа средней школы по геометрии излишне перегружена и усложнена, а ЕГЭ недостаточно дифференцирован с учетом возможных различных направлений дальнейшего обучения выпускников средней школы.

            Не меньшая проблема - характер вопросов, которые могут быть заданы учащимся на таких тестах. Сложной форма теста является, как это, может быть, ни странно звучит, для авторов вопросов. Очевидно, что это большая проблема для ЕГЭ по истории. В тесте легко спрашивать о форме, о датах и цифрах, но трудно о сути.

            В большой степени проблемы, связанные с отличием ЕГЭ от традиционной системы школьного контроля, заметны и в экзамене по русскому языку. В 2007 году ЕГЭ по русскому языку впервые был обязательным в Москве, всего единый государственный экзамен по русскому языку проводился в прошедшем году в 76 регионах России, его сдавали 76,3% от общего числа выпускников.
            Тест включал 3 типа заданий: 31 задание с выбором ответа, 8 заданий с кратким ответом и задание развёрнутым ответом - сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Задание третьей части работы проверялось по системе оценивания, состоящей из 12 критериев. По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального института педагогических измерений, число выпускников, выполнивших экзаменационную работу на ту или иную школьную отметку, было следующим: отметку "5" получили 13,1% экзаменуемых, отметку "4" - 38,8%, отметку "3" - 39,3%, отметку "2" - 8,8% экзаменуемых. Третью часть работы в 2007 году выполняли 95% экзаменуемых. Самые высокие результаты (91-100 баллов) продемонстрировали 3560 человек (0,41%), из них 100 баллов получили 909 человек (0,1%).

            Школа методично, из года в год учит писать сочинения, изложения и диктанты, и сегодняшние одиннадцатиклассники выросли именно на такой системе проверке знаний. Можно представить насколько сложно для учащегося, привыкшего к одним формам контроля, оказаться перед необходимостью продемонстрировать свои знания в совершенно другом формате экзамена.

            Если же говорить об исключении человеческого фактора, то единый госэкзамен сдается на чужой территории, под контролем посторонних педагогов. Насколько реально обеспечить, чтобы также беспристрастны были те, кто в дальнейшем будет обрабатывать поступившие материалы, покажет время.

            Наконец, сертификат ЕГЭ действителен только по 31 декабря того года, когда сдан экзамен. Если до этого времени Вы не примите решения, куда направить результаты тестирования, - ЕГЭ придется сдавать еще раз. И еще. Если экзамен в вуз был сдан неудачно, можно попробовать в другой. Если "завалил" ЕГЭ, в другой вуз в этом году уже не пойдешь - ждать год. А как много может измениться в жизни молодого человека за год. С учетом возможной погрешности любого теста - это цена кажется многим слишком высокой.

            Остается надеяться, что введение ЕГЭ в качестве обязательной формы аттестации станет способом оценки не только учащихся, но и качества работы школ и будет стимулировать стремление обеспечить профессио-нальный уровень преподавания. Всем известно, что пока ситуация в конкретной школе может отличаться от средней как в лучшую, так, к сожалению, и в худшую сторону. Важно, чтобы выпускники не оказались пострадавшими от опережающего введения ЕГЭ по сравнению с соответствующими изменениями качества подготовки, направленными на безусловное обеспечение гарантированного уровня знаний. В самом деле - результат учащегося на ЕГЭ - это ведь оценка не только самого учащегося, но стоит ли вопрос о полученной на ЕГЭ оценке для других участников образовательного процесса так же остро, как для выпускника?

            Проделана большая работа и единый государственный экзамен сегодня уже значительно лучше, чем несколько лет назад - изменилось содержание заданий, более продуманы вопросы, значительно улучшилась организация ЕГЭ. Заявленные задачи ЕГЭ, например, выровнять стартовые возможности выпускников школ с точки зрения доступности для них высшего образования или создать возможность независимой оценки работы учебных заведений, очень важны. Но сделанное - это лишь начало большого и трудного пути, который предстоит пройти, чтобы довести начатые изменения до результативного завершения.

Знания.ру

« вернуться

 
  Rambler's Top100  
? Знания.ру обновился Посмотреть