Знания.ру - Образование в Москве и Санкт-Петербурге
Институт МИРБИС
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию и науке ГД РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Дошкольное образование (детские сады)
Общее образование
Частные школы Москвы
Начальное и среднее профессиональное образование
Высшее, второе высшее образование (вузы)
MBA
Дополнительное образование (курсы, учебные центры, учебные комбинаты)
Отзывы об образовательных организациях
Детские музыкальные школы
Детские художественные школы
Спортивные школы
Детские и юношеские библиотеки
Музеи Москвы
Театры Москвы
Репетиторы, няни
Работа в сфере образования
О портале ЗНАНИЯ.РУ
Размещение баннеров
Вакансии



Экологическое образование

            С конца января по конец апреля проходила уникальная стажировка выпускницы и сотрудницы Гуманитарно-экологического института в морском научно-исследовательском и образовательном центре Сикемп. Она включала в себя прохождение тренинга вместе с будущими преподавателями и инструкторами центра, активное участие в проведении лабораторных работ, прослушивание курса лекций по морской биологии и экологии, экскурсии по образовательным учреждениям островов Florida Keys- от начального до второго высшего и дополнительного профессионального образования, а также предоставлялась возможность научиться управлять небольшими судами и спускаться под воду с аквалангом - наряду с американскими участниками тренинга. Главный акцент сделан на экологическое образование и воспитание молодёжи. Однако понятие молодёжи становится со временем всё более относительным, и следует сразу отметить, что влияние принципов сохранения хрупкого природного равновесия, которые закладываются в Соединённых Штатах с детства, ярко выражено во всех возрастных группах общества, и особенно в кругах, наиболее близких к научно-исследовательской и преподавательской работе.

            О Сикемпе.

            Seacamp/NHMI (Newfound Harbor Marine Institute) расположен на острове Big Pine Key, одном из цепочки островов Florida Keys, тянущейся к югу от полуострова Флорида, в субтропическом климатичесвом поясе. Вместе с тем, благодарятёплому течению Гольфстрим, климат приближается к тропическому. Морские экосистемы, исследованию которых уделяется основное внимание Института моря, также являются тропическими и представляют собой сложную многоуровневую трофическую сеть. Основной объект охраны и изучения - коралловые рифы- одни из самых богатых в мире с точки зрения биоразнообразия, и, в то же время, наиболее уязвимых. Сикемп уже почти 40 лет является образовательным центром для школьников и студентов в среднем от 6 до 20 лет.
            Основателем и исполнительным директором Института моря с самого начала является Aйрин Хупер (Irene Hooper), талантливый педагог и психолог.
            Стажёров из Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза координирует директор международных программ Сикемп, Истомина Елена Анатольевна, кандидат философских наук, ведущий специалист центра в области международных отношений, вот уже более десяти лет успешно сотрудничающая с Институтом моря. Невозможно не отметить почти материнскую заботу и терпение, которую проявляют по отношению к проходящим стажировку россиянам и Елена Анатольевна, и Irene.
            Организация является негосударственной и некоммерческой, и, тем не менее, Сикемп поддерживается государством, имея право не платить налоги, которыми облагаются предприятия, работающие с целью получения прибыли. При этом экономисты - сотрудники Института просчитывают сумму предполагаемого налога за год и отдают её на благотворительные цели: планируют свой бюджет таким образом, чтобы приглашать на практику детей из малообеспеченных семей, которые не в состоянии её оплатить. Это делается по инициативе руководителей Сикемпа.

            Уникальность образования, на котором специализируется Институт моря - в его практической направленности. Стандартная программа для американских школьников занимает три дня, для молодёжи из других стран - от одной до двух недель. За этот короткий отрезок времени дети успевают выйти в море на тримаранах - специальных катерах, сконструированных для образовательных целей в Сикемпе и оснащённых всеми средствами обеспечения безопасности на воде, своими глазами увидеть подводный мир и изучить максимально возможное количество его обитателей, предварительно научившись правильно использовать маску, трубку и ласты для подводного плавания на небольшой глубине; принять участие в лабораторных работах, позволяющих понять на научном, а не обыденном, уровне, что такое фито- и зоопланктон, какие бывают виды морских водорослей и для каких микроорганизмов они являются домом, как устроены кальмары и рыбы, чем отличаются от других морские обитатели, ведущие ночной образ жизни, и многое другое; у обучающихся есть возможность ознакомиться с прибрежными экосистемами тропических островов, узнать, чем так важны мангровые деревья для береговой линии, как отличить друг от друга три их вида, каковы особенности организмов, обитающих на мелководье... Программы постоянно дополняются новыми элементами, подход к обучению заслуживает отдельного внимания : несмотря на игровую форму, в которой подаётся серьёзный материал, и во многом благодаря именно ей, студенты и школьники прекрасно усваивают знания и, что не менее важно, имеют представление, для чего им это пригодится в жизни. Помимо групп из специализированных школ и классов с углублённым изучением экологии и биологии, приезжают ребята, выбравшие для себя эту практику по причине личной заинтересованности в расширении экологического кругозора. Стоит отметить, что в течение учебного года американские студенты и школьники могут позволить себе одну трёхдневную поездку культурно-познавательного характера, и Сикемп конкурирует с такими организациями, как Диснейленд, но поток желающих обогатиться знаниями и навыками, связанными с морскими экосистемами, год от года только увеличивается. Высок процент ребят, приезжающих в Институт моря вторично, и сотрудники Сикемпа считают это основным показателем успеха. Деятельность руководства и инструкторов нацелена на то, чтобы, помимо получения полезной и увлекательной информации, обучающийся захотел приехать снова. Некоторые из бывших учеников, проходивших здесь трёхдневную программу, идут ещё дальше, и после получения среднеспециального или высшего образования изъявляют желание поработать в Институте моря в качестве инструктора и преподавателя.

            Первые практические занятия были посвящены выходу в море на тримаранах с целью ознакомления с наиболее целесообразными для изучения морской фауны и флоры местами планируемых остановок. Тримараны- учебные суда, сконструированные специально для Сикемпа с учётом повышенных требований безопасности. Они практически непотопляемы и снабжены всем необходимым оборудованием: спасательными жилетами, огнетушителями, сигнальными ракетами, аптечкой, радиосвязью, снаряжением для спасения утопающих и баком с пресной водой. Рассчитаны учебные суда на 14 человек, не считая капитана. На каждое выездное занятие в море инструкторы берут из лаборатории материалы и наглядные пособия, соответствующие тематике. Это могут быть определители видов морских рыб, раковин и беспозвоночных, плоские макеты рыб для изучения реакции живых организмов на появление чужака, и даже познавательные игры. Во время плавания продолжительностью 10-15 минут все, кроме капитана, должны оставаться на местах. Каждый предварительно подбирает себе по размеру PFD- Personal Flotation Device, то есть жилет, который обеспечит плавучесть в экстренном случае. Снять PFD можно только после полной остановки судна.
            На расстоянии нескольких десятков метров от береговой линии островов бросался якорь. При этом важно было избежать повреждений кораллов и губок, и якорь всегда уходил в песок. Прежде, чем надеть лёгкие страховочные жилеты, ласты, маски и трубки, мы слушали лекцию и задание по теме сегодняшнего погружения. Обязательно освещались правила безопасности. Наконец, долгожданное разрешение приступать к практической части урока. Погружение происходит с кормы, используются особые технологии безопасности. Во-первых, все погружаются парами. Пока один ныряет, другой остаётся на поверхности и смотрит, всё ли в порядке. Во-вторых, такое простое, казалось бы, дело, как надевание маски и трубки, тоже требует отдельного занятия, которое и проводится на специальном канале для тренинга перед выходом в море. Маску необходимо предварительно ополоснуть и сначала прижать к лицу и вдохнуть, а уже потом закреплять ремень на голове.
            При погружении нужно учитывать требования, обязательные для всех, кто находится на территории Национального морского заповедника Флорида Киз. Он охватывает всю прилегающую к островам акваторию и коралловые рифы. Здесь ничего нельзя доставать из воды и уносить с собой на память, а к кораллам запрещено даже прикасаться. Малейшее повреждение губит полипы, являющиеся важным звеном пищевой цепи. Разрешено осторожно вылавливать с помощью сачков образцы губок, морских ежей, моллюсков, водорослей, лангустов и небольших рыб, а также раковин, за исключением Strombus Gigas, иначе именуемой Queen Conch- королевской раковины, символа островов. Она- самая большая и красивая в этом регионе, в длину достигает 30 сантиметров. В недавнем прошлом находилась под угрозой исчезновения. Её добывали из-за необычайной красоты. Теперь она находится под особой охраной государства. Тому, кто занимается несанкционированным сбором раковин, грозит штраф минимум 500 долларов.
            Столь строгие меры были необходимы для предотвращения деградации морских экосистем. Многочисленные туристы не задумывались об ущербе, который наносится биоразнообразию вследствие неконтролируемого рыболовства и охоты за экзотическими представителями фауны и флоры. Загрязнение жидкими (горючее) и твёрдыми (мусор) отходами также взято под контроль. Экологический патруль, наблюдающий за состоянием моря и на воде, и с воздуха, пока работает, в основном, благодаря усилиям общественных благотворительных организаций и пожертвованиям энтузиастов. Однако он работает и выполняет свои задачи.
            Ограничения только кажутся многочисленными. На самом деле для тех, кому небезразлична красота подводного мира и кто желает изучить его обитателей, есть все самые благоприятные условия. Когда оказываешься в морской воде и видишь через стекло маски на расстоянии вытянутой руки удивительных рыб- ангелов и множество других ярко окрашенных рыбок, разнообразие необычных форм кораллов и губок, водоросли самых разных видов и расцветок,- понимаешь, что правила подводного этикета для туристов и учёных были придуманы с целью сохранения этого живого богатства. Вместо памятных сувениров с морского дна можно привезти домой серию подводных фотографий.
            Аккуратно собранные сачками образцы фауны и флоры доставляются на борт тримарана и сразу перекладываются в вёдра, наполненные морской водой. Далее следует их описание, определение по таблице, инструктор рассказывает об особенностях того или иного организма, о его роли в местной экосистеме, студенты задают вопросы. По окончании практического занятия всё, что было найдено или поймано, возвращается в воду и отпускается на волю.
            На практических занятиях для студентов и школьников в открытом море инструкторы не только объясняют строение и характерные особенности кораллов, но и варьируют уровень сложности повествования и заданий в зависимости от уровня подготовки учащихся. А главное – ненавязчиво объясняют основную цель занятий: сохранить природные экосистемы в первозданном виде. Для этого используются игровые, но действенные психолого-педагогические приёмы. Например, инструктор прямо на борту учебного судна раздаёт ученикам куски пластилина, просит слепить миниатюрные модели кораллов и расположить на ведре, перевёрнутом вверх дном посреди палубы. Затем говорит: «Представьте, что вы плаваете под водой, вот под вами коралловый риф, мимо проплывают удивительные рыбы, вы по определителю смотрите, какой это вид, а также тот… Ой, кто это? Смотрите, акула!» - и изображается студент, который от волнения забывается, больше не плывёт, и, поскольку мелководье, становится во весь рост… затоптав ластой множество полипов. В этот момент инструктор как бы случайно становится ногой на пластилиновые поделки, и от них остаются бесформенные куски. Студентам жаль творения своих рук. «А представляете, как жаль природе, создавшей это маленькое чудо?» - мог бы спросить инструктор. Но ребята и так всё понимают.

« вернуться

  Rambler's Top100
? Знания.ру обновился Посмотреть