ГЛАВНАЯ | Дошкольное | Общее | Начальное и среднее профессиональное | Высшее и послевузовское | Курсы
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Москвы, окружные управления
Закон об образовании
Порядок приема в вузы
Музеи Москвы
Из истории московского образования
Детские и юношеские библиотеки
Фотогалерея
Работа в сфере образования
Адреса и телефоны государственных общеобразовательных школ
Обучение экстерном
Коррекционные школы
Детские музыкальные школы
Спортивные школы
Репетиторы
Сайты образовательных учреждений
Адреса кадровых агентств
Обучение за рубежом



Высокий start-up или бизнес на инновациях

Самый богатый человек планеты Билл Гейтс сегодня, в большей степени менеджер, чем разработчик, а продукты его компаний - это яркий пример инновационных продуктов. Причем его случай – еще и яркий пример неудачного менеджмента компании IBM, которая первой создала персональный компьютер и, ошибившись в его рыночных перспективах, позволила тысячам компаний во всем мире производить PC бесплатно. Это и была 1-я стратегическая ошибка менеджмента IBM. Вторая стратегическая ошибка компании состояла в том, что, недооценив рынок программного обеспечения, она позволила никому не известной фирме Билла Гейтса разработать операционную систему для своих компьютеров. Так, результатом двух ошибок всемирно известной корпорации IBM стало появление компании «Майкрософт», капитализация которой составляет более сотни миллиардов долларов. Это классический пример возможной цены ошибок в инновационном бизнесе…

Помните, с чего начинали Форд и другие удачливые предприниматели? С идеи, небольшой мастерской и пары друзей-энтузиастов. Ноу-хау, помноженное на энергию, может сделать сказочно богатым практически любого человека. С другой стороны, при современных темпах технического развития инновации или использование свежих оригинальных решений, собственно, и создают конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяют удерживать и сохранять ей свои позиции на рынке.

Последние двадцать пять лет наблюдается появление нового вида обмена – информационного. Индустриальная эра сменяется интеллектуальной, основную ценность приобретают не машины и оборудование, а знания, умения и навыки отдельных людей, ноу-хау и т.п. Ежедневно более 1,5 трлн. долларов вливаются в мировую финансовую систему, лишь десятая часть из них связана с промышленным капиталом. Куда же идут остальные? Не секрет, что наибольшие доходы сегодня получают, по сути, не столько от продажи продуктов потребления, сколько от удачной реализации их интеллектуальной составляющей. Появился новый вид товара - патенты, лицензии, стоимость которых зависит не от затрат на разработку, а от того, сколько прибыли они позволят получить. Это может быть и язычок у алюминиевой банки для пива, принесший создателю $200 млн., и новое эффективное лекарство, и новая компьютерная программа… или даже просто сайт в Интернете. Мир меняется стремительно и не только за счет усовершенствования традиционных товаров, но и в результате создания принципиально новых, о чем несколько лет назад и мечтать не приходилось. Понятно, что любое «ноу-хау» или идея нововведения появляется сначала в умной голове ее автора или разработчика. Но чтобы превратить ее в готовый продукт и получить за него «деньги» кто-то должен этим заниматься, продвигая, затаскивая, заталкивая на рынок…

Парадоксальность сегодняшней ситуации в России заключается в том, что, несмотря на то, что многие отечественные разработки превосходят по качеству зарубежные аналоги, в своем большинстве они остаются нереализованными, а то, что не находит применения в России, продается на Запад по демпинговым ценам. Как же выстроить цепочку "интеллектуальный ресурс, знание – бизнес", задействовать реальные возможности и, таким образом, выйти на внутренний и внешний рынки?

Слабое звено

Советские инженерные вузы готовили классных специалистов, которые с большим успехом занимались «внедрением» по беспроигрышным гос. заказам. С переходом к рынку потребовалось самим «пристраивать» свои «ноу-хау», а это новые знания. И этому наших инженеров не учили. Появившегося опыта коммерческой деятельности здесь тоже недостаточно в силу специфики инновационного предпринимательства. Чаще всего наши ученые, разработчики и сформулировать-то прикладное значение своей идеи не могут, а чем более расплывчато она сформулирована, тем в большую цену она обойдется изобретателю. Для предпринимателя и инвестора важна четкая оценка ее коммерческого потенциала. При этом, первый вопрос, и он встает всегда – чья это идея на самом деле. Наш опыт показывает: ученый никогда не знает, чья она. Сейчас все богатство идей, накопленных советской наукой на государственные деньги – ничейное, бесхозное. Отношения собственности регулируются или договором, или законом, у нас часто нет ни того, ни другого. Вот, например, в июне все институты переоформили трудовые договора. Или хотя бы должны были это сделать. И что, во многих договорах отражены вопросы интеллектуальной собственности? Нет. А ведь конфликт интересов собственников может вообще похоронить коммерчески ценную идею. Собственно, особенность, специфика, инновационного и технологического предпринимательства и состоит в работе с результатами творческой деятельности конкретных людей, то есть с интеллектуальными и информационными ресурсами организации – оригинальными технологическими, коммерческими или организационными решениями, грамотное использование которых позволяет существенно снизить расходы бизнеса.

Во всем мире продвижением, введением новшеств в большой бизнес занимаются управленцы – менеджеры инновационной деятельности, компетентные во взаимосвязанных правовых и экономических вопросах использования и охраны разрабатываемых интеллектуальных продуктов, владеющие алгоритмом работы с коммерчески интересной идеей и знающие методологию и подходы ее реализации. Оценить рыночную привлекательность идеи, определить оптимальные пути ее реализации, продвинуть ее на рынок, привлечь заинтересованных инвесторов, и, минуя технологические просчеты и финансовые провалы, превратить ее в успешный бизнес – в этом заключается их искусство и мастерство. В цене новых продуктов, если принять её за 100%, на разработку приходится в среднем 20%, а на выведение продукта на рынок 80%. Это наглядно иллюстрирует значение управления и степени ответственности менеджеров в успехе (или неудаче) нового продукта. Кстати, иностранные инвесторы, которые проявляют к российским разработкам повышенный интерес, стараются вкладывать свои средства не столько в саму идею или технологию, сколько в команду конкретных людей, способных заинтересовать инвестора, доказать ему перспективность и осуществимость идеи, т.е. на менеджмент по ее реализации.

У нас такие профессионалы пока практически отсутствуют. В результате, при массе перспективных, коммерчески ценных разработок доходит до рынка только их ничтожная часть, а внедрение новых бизнес-идей далеко не всегда приводит к ожидаемому коммерческому успеху. Анализ многих инновационных проектов, которые закончились неудачей, показывает, что причины неудач можно было определить из той информации, которой руководители проекта располагали еще на момент отбора и старта проекта. Но вместо применения общеизвестных формализованных методов оценки (в том числе и экспертной оценки) наши руководители больше полагаются на интуицию и собственный разум. Вообще, не следует забывать о том, что успешная коммерциализация требует по меньшей мере выполнения двух условий:

  • должна быть «правильная» бизнес-идея, т.е. бизнес-идея у которой имеется достаточно высокий коммерческий потенциал
  • должна быть команда разработчиков (в широком смысле слова), которая сможет «правильно» ее реализовать.

«Алгоритм работы с коммерчески привлекательной идеей один. Главная задача – минимизировать затраты», – говорит директор Центра коммерциализации технологий АНХ при Правительстве РФ Зинов В.Г., – «Многие наши слушатели, а это в основном уже сложившиеся предприниматели, которые умеют делать бизнес, приходят к нам со своими идеями, но потом большинство от них отказывается. Обнаруживается, что они были слишком увлечены красивым техническим решением, а должны научиться думать о бизнесе».

Менеджмент - это кадры.

Ведущими специалистами в области наукоемкого бизнеса давно уже определены три главных фактора его процветания. Это – менеджмент, менеджмент и еще раз менеджмент. Менеджмент – это кадры. И всем менеджерским премудростям нужно учиться. Но, несмотря на то, что менеджер – одна из самых популярных ныне профессий, программы по инновационному менеджменту встречаются в российских бизнес-школах пока еще крайне редко. А методические подходы, используемые фирмами и консультационными компаниями, работающими на инновационном рынке, часто имеют статус коммерческой тайны и практически недоступны.

Большинство из ныне существующих в России программ по инновационному менеджменту ориентированы на проведение кратких курсов повышения квалификации, что говорит, как правило, об их сугубо информационном характере. Такие курсы разработаны в Саратовском государственном техническом университете, Санкт-Петербургском государственном техническом университете, в Научном Парке «МЭИ», в Институте предпринимательства и инвестиций.

Тому, как побыстрее преодолеть расстояние между идеей, пусть и гениальной, и деньгами за нее, между разработкой и массовым производством, посвящено обучение в Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ, где еще в 1994 г. был создан специальный Центр коммерциализации технологий (www.intb.ru/index.htm), который осуществляет многоуровневую подготовку профессиональных кадров для инновационного бизнеса, и программы которого разрабатывались на основе опыта техасского инкубатора технологического бизнеса (Остин, США), Оксфордского инновационного центра и Борнмутского университета (Великобритания). Там есть и второе высшее образование, и очень ныне престижная программа МВА: «Управление инновационными проектами, инвестициями и рисками».

В любых быстроразвивающихся отраслях промышленности, будь то биотехнология, медицина, энергетика, связь или Hi-Fi, где все постоянно меняется, улучшается и требует постоянного продвижения, просто «взять» покупателя уже невозможно. Ситуация вынуждает предлагать ему только принципиально новый товар. Инновационная деятельность – это не только разработка новых товаров, но и применение любых знаний на рынке, позволяющее повысить эффективность бизнеса, выжить и развиться фирмам в условиях высоких рисков и российской неопределенности.


  Rambler's Top100
? Знания.ру обновился Посмотреть